СИНТОИЗМ

СИНТОИЗМ

СИНТОИЗМ — комплекс верований, культов японцев, который часто называют исконной японской религией. Термин «синто» появился в средневековье (6-7 вв.) и обозначает «путь богов». Син, или ками, — это боги, духи, которые по представлениям древних японцев населяют весь окружающий человека мир небо, светила, землю, горы, реки и деревья. Любой предмет может быть воплощением ками, наиболее распространенным воплощением «божественной силы» является камень. Эти предметы — «синтай» (тело бога) обычно представляют собой символ святости и объект Поклонения. Верховное божество — богиня Аматэрасу (Ама-тарасуо-миками), «сотворившая» японский архипелаг и положившая начало «божественной» императорской династии. В С. множество ками, но первостепенное значение для древних японцев имели родовые божества удзигами («удзи» — род, «ками» — божество). Деятельность удзигами носила охранительный характер-, они покровительствовали жизни и деятельности членов рода. Почитались также божества — повелители разнообразных природных стихий — ураганов, землетрясений, тайфунов и снежных бурь, многочисленные боги локального значения (бог конкретной горы, леса, озера), охранительная сила которых распространялась на окружающую местность и, как правило, превышала возможности главных божеств синтоистского пантеона. С. отличается отсутствием как реального либо мифологического основателя, так и догматической базы. Каноны и строгая система обрядности не существовали и на начальном этапе формирования С., когда произошло объединение разнородных культов природы, культов родовых и племенных божеств. Возникновение японского государства способствовало объединению разных культов и созданию единой религиозной системы. Хотя чёткой системы, исключающей неоднородность, создано не было, воздействие других проникших в Японию религий привело к появлению некоторых общих внешних черт в деятельности разнородных храмовых объектов и в системе обрядности. В центре синтоистского религиозного поклонения — культ предков с родословной до солнечной богини Аматэрасу. Поскольку мир человека не отделяется от мира ками, человек в некотором смысле тоже ками, и для него отсутствует задача поиска спасения в потустороннем мире. Спасение в вознесении благодарности ками и своим предкам и жизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с божеством. В известной мере предельная простота приобщения японца к С., не требующая особой умственной работы в понимании догматов религии, в усвоении сложной религиозной этики, стала основой необычайной стойкости этой религии, дошедшей из глубокой древности и сохраняющей свои позиции в современной Японии. Будды и бодхисатвы, вошедшие в пантеон С. как новые боги, наделялись японцами такими же магическими свойствами, что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами — защитить от болезней, послать богатый урожай, уберечь от зла и т.д. С. возник как религия земледельческой общины, был отражением её коллективных воззрений и нужд, буддизм же имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно к личности. Местные культы и буддизм как бы поделили жизненную практику японца: светлые, радостные события — рождение, вступление в брак — оказались в ведении родовых богов, возглавляемых богиней Аматэрасу, а смерть, трактуемая С. как скверна, в ведении буддизма с учением о возрождении, спасении в раю Будды. Постепенное слияние двух религий — синкретизм, в японской терминологии «рёбусинто» — «путь буддизма и синто» — развивался при широкой правительственной поддержке. Синтоистский культ относительно прост. Для помещения «синтай» и поклонения ему с самых древних времён строились синтоистские святилища «дзинд-зя», или «дзингу», посвященные разнообразным божествам. В марте 1868 был опубликован указ о возвращении к единству системы религиозного ритуала и управления государственными делами (т.е. к единству религии и политики). Культ императора — тэнноизм — стал центром государственного С., фактически заменившего множество богов одним «живым богом». Теоретическим обоснованием тэнноизма стал комплекс представлений «кокутай» (в вольном переводе — «национальная сущность», в дословном — «тело государства»). Компоненты «кокутай» — это божественное происхождение японского народа и его государства, непрерывность в веках императорской династии, национальная самобытность японцев, воплощающаяся в таких их чертах, как высокая нравственность, верноподданность и сыновняя почтительность. Идеологи тэнноизма, проповедуя традиционную концепцию «гармоничного государства», содействовали усилению националистических тенденций, а затем и освящению милитаризма (пропаганда «божественной миссии» японцев, а также разработка концепции «хакко ити у» «весь мир под одной крышей»). После поражения Японии во Второй Мировой войне, хотя С. перестал быть государственной религией страны, его положение изменилось мало. Неоднократно предпринимались попытки восстановить С. в статусе государственной религии. Уже в 1952 обрядность императорского двора приобрела характер официальных государственных церемоний. Не менее важным этапом укрепления позиций С. стало возрождение обараи — обряда великого очищения всей японской нации. Символическое участие в обряде высшего религиозного лица государства подчёркивает единство национальной религии и императорской власти. В 1969 на основе Ассоциации синтоистских святилищ (осн. в 1946) была создана Синтоистская политическая лига — организация, которая впервые после ликвидации государственного статуса С. открыто поставила вопрос о своём участии в управлении государством. У синтоистов нет единого управляющего центра. Вместе с тем Ассоциация синтоистских святилищ сохранила централизованную систему управления святилищами и добилась передачи в их собственность занимаемых ими обширных земельных участков, которые ранее, как правило, принадлежали государству.


Юридическая энциклопедия. 2015.

Нужна помощь с курсовой?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СИНТОИЗМ" в других словарях:

  • СИНТОИЗМ — (япон. с и н т о, букв. – путь богов) – японская религия, восходящая к примитивным культам природы и предков, со временем сильно изменившаяся под влиянием буддизма и конфуцианства. Древняя мифология С., отличающаяся стихийной жизнерадостностью (О …   Философская энциклопедия

  • СИНТОИЗМ — [от японского синто, буквально путь (учение) богов], религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество Аматэрасу;… …   Современная энциклопедия

  • Синтоизм — [от японского синто, буквально – путь (учение) богов], религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма и отчасти даосизма. Высшее божество – Аматэрасу;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СИНТОИЗМ — (япон. «синто» путь, учение богов) традиционно сложившаяся и наиболее распространенная (наряду с буддизмом) религия в Японии. Основой С. послужили первобытно общинные представления о существовании множества богов (ками) в образах животных… …   Новейший философский словарь

  • синтоизм — сущ., кол во синонимов: 4 • религия (50) • синто (5) • шинто (2) • …   Словарь синонимов

  • СИНТОИЗМ — (от японск. синто путъ, учение богов) англ. shinto ism; нем. Sintoismus. Традиционная религия, распространенная в Японии, сложившаяся на основе древних анимистических культов, шаманства и буддизма. Для С. характерно обожествление императорской… …   Энциклопедия социологии

  • Синтоизм — (яп. синто, букв. – путь (учение) богов) – религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество – Аматэрасу. В 1868 – 1945 гг. – государственная религия. Большой толковый словарь по… …   Энциклопедия культурологии

  • Синтоизм — (Shinto), религия, сложившаяся в Японии, в основе к рой лежит одухотворение природы и обожествление умерших предков (от яп. синто путь духов). Японцы верят: все, что вызывает благоговение, корявый ствол дерева, нагромождение камней, убитый воин… …   Всемирная история

  • Синтоизм — «Плывущая» тории храма Ицукусима …   Википедия

  • СИНТОИЗМ — исконная религия японцев. Слово синто ( путь богов ) китайского происхождения. Как система верований и обрядов синтоизм не уступает по древности христианству. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы, что характерно для… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «СИНТОИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»